- Равняйсь! Смир-рно! Нале-ево!
Кру-угом! Камера! Мотор!
Молодых актеров сериала «Кадетство» заставили служить:
одели в красивую форму, постригли, провели строевую
подготовку, вынудили подшивать воротнички, чистить
бляхи, а иногда и картошку. Впрочем, если соседи -
тверские суворовцы - делают все вышеперечисленное
бескорыстно, то «киношным» кадетам еще и деньги платят.
Впрочем, это все вторично. А главное, как водится,
искусство.
Сравнивая с сегодняшними картонными сериалами, надо
признать, что кадеты получились вполне настоящими.
Очень по-настоящему они радуются и грустят, по-настоящему
вначале хотят домой, по-настоящему даже шутят и козни
строят. Неудивительно: главный идеолог, продюсер и
соавтор Вячеслав Муругов в прошлом сам суворовец.
Так что грубых фактических ошибок сериал лишен. Однако
совпадает не все. Например, современная напасть -
дедовщина в «Кадетстве» отсутствует. Но это, пожалуй,
только плюс. Целью было не показывать всю реалистичность
сегодняшней жизни, а поднять престиж российской армии
в глазах народонаселения. Что, в общем-то, удалось.
От пересказывания сюжета, извините великодушно, воздержусь.
Ибо, чтобы переложить все незатейливые жизненные коллизии
суворовцев, понадобится едва ли не больше времени,
чем на их просмотр. Если же совсем кратко, то в «Кадетстве»
показано становление личностей молоденьких мальчишек,
постепенное превращение их в защитников Родины и просто
в настоящих мужчин. В Суворовское училище все они
пришли хоть и разными, но все же одинаково незрелыми,
неготовыми к большой жизни. Но армия ставит их по
стойке «смирно», учит быть честными и мужественными.
Кого-то отучает много есть, кого-то - много врать,
кто-то становится добрее, кто-то, наоборот, по-хорошему
жестче. Но всех - неизменно лучше.
Надо признать, что «ка-дети» не подкачали: сыграли
совсем неплохо. Даже, можно сказать, хорошо. И весь
путь прошли с честью. Почти что воинской. Александр
Головин (Макаров) расстался с амплуа малолетнего преступника
(«Сволочи») и перевоплотился в эдакого пижона - представителя
золотой молодежи, которого мудрый папа-мэр засунул
в Суворовское училище, «чтоб мужчиной вырос». Однако
мужчиной он вырастать не хотел довольно долго. Впрочем,
как и его товарищи. Из плеяды юных актеров очень выделяется
и Иван Добронравов («Возвращение»), который блестяще
вжился в образ детдомовца. В младенчестве его бросила
мать. Лишения и тяготы жизни без семьи не могли не
сказаться: кадет Леваков вышел эдаким «оловянным солдатиком»,
которому искренне симпатизируешь.
Актеров на взрослые роли подобрали тоже с умом. Георгий
Мартиросян (мэр) и Александр Пороховщиков (начальник
училища) со своими «высокими» должностями справились
«на ура». О Владимире Стеклове (прапорщик Кантемиров)
и говорить нечего. Он сыграл уже столько, что хватило
бы на две карьеры среднестатистического голливудского
актера.
Надо отметить и то, что в ряду нынешних сериалов
«Кадетство» довольно выгодно выделяется. И не только
своими рейтингами. Создатели сериала умудрились угодить
очень многим. Молодежь довольна потому, что работники
кинофронта обратились за сюжетами в их среду, что
сегодня редкость (из «подростковых» сериалов вспоминаются
разве что «Цвет нации», «Простые истины», «FM и ребята»).
Взрослым приятно наблюдать за вполне приличной игрой
актеров, причем как маститых, так и молодых. А, снабдив
сериал песенкой группы «Корни», авторы «Кадетства»
добавили к зрительскому контингенту еще представительниц
женского пола от 13 до 18 лет.
Хорошо в сериале и присутствие некоторых воспитательных
функций. Довольно ненавязчиво зрителям внушают, что
служение своему народу - дело благородное и мужественное.
Да и патриотизм все больше в моду входит. Так что
только за это уже вполне можно закрыть глаза на маленькие
оплошности и огрехи.
Влада Гриневски |